О том, чем будет отличаться казахский балет от уже существующих в мире и нужна ли нам популярность, мы побеседовали с директором театра “Астана Балет” Валерием КУЗЕМБАЕВЫМ.
ШКОЛА ЕСТЬ, БУДЕТ И ФАН-КЛУБ
– Когда мы встречались в прошлый раз на пресс-туре, вы говорили о том, что одна из основных задач театра – сделать казахстанский балет узнаваемым во всем мире брендом. Как, например, русский балет. Не слишком ли амбициозно?
– Как бренд казахстанский балет существует уже достаточно давно. Изначально в Алматы была создана очень хорошая школа на основе ленинградско-московской. И Алматинское хореографическое училище всегда поставляло в мир балета очень сильных выпускников. И, что важно, после распада СССР этот уровень остался. В то время, как многие другие страны региона закрывали хореографические училища, мы сумели не только сохранить нашу школу, но и развить ее.
Она, возможно, не так известна, как академический русский балет, но в профессиональных кругах очень ценится.
Я смотрел статистику: примерно 200 выпускников хореографического училища имени Селезнева работают или работали за рубежом. Кто-то может сказать, что это недостаток, мол, не смогли удержать. Но я с этой точкой зрения совершенно не согласен. Во-первых, если их берут в зарубежные труппы, и я могу сказать, что это одни из лучших коллективов мира, значит, они соответствуют тем высоким требованиям. Наших танцоров иногда принимают за выпускников московской или петербургской школы. Во-вторых, артист должен работать не там, где родился, а там, где ему хочется. Он ищет более комфортные для себя условия, ищет перспективу роста. Что в этом плохого? При этом и местное искусство не страдает. У нас в театрах достаточно сильные балетные труппы.
И даже такой мэтр балета, как Юрий Григорович, в одном из своих интервью российской прессе, когда его спросили о лучших школах хореографического искусства, выделил пять устойчивых: российскую, французскую, немецкую, латиноамериканскую и казахстанскую.
– Вы извините, но, по-моему, мы говорим о разном. Одно дело – признание профессионалов, и совсем другое – любовь массового зрителя. А когда речь идет о бренде, наверное, имеется в виду все-таки второе…
– Да, безусловно. Но это очень длинный путь. Если говорить о бренде русского балета, то он создавался столетиями. Мы всего 25 лет продвигаем себя как самостоятельная школа. Задатки для того, чтобы стать известными, у нас есть. Сейчас мы создаем так сказать имидж казахстанского балета, создаем свой репертуар путем синтеза различных современных стилей танца, не забывая классику и национальные мотивы.
Когда будет наработан определенный багаж в нашем театре, а также в алматинском ГАТОБе и “Астана Опера”, можно будет говорить о существовании бренда казахстанского балета в настоящем времени.
Но подчеркну, что развиваться наш балет должен не только на основе классического наследия, но и на казахских традициях танца. Тайная жизнь балетных работников
Конечно, всё меняется по ходу. Вот, например, когда создавался наш театр, мы сознательно собирали исключительно женскую труппу, потому что казахстанские женские танцевальные традиции, в отличие, например, от Кавказа, доминировали над мужским танцем. Но по истечении некоторого времени поняли, что для дальнейшего развития, для создания интересных спектаклей нам необходимы и танцовщики, таким образом наша труппа пополнилась мужчинами.
ГДЕ ТЫ, ПЕТР ИЛЬИЧ?
– Тот же русский балет. Сложно представить, был бы он вообще без, например, Чайковского. Есть ли у нас композиторы, столь же значимые и великие?
– Композиторы есть. Великие или нет – покажет время. Проблема состоит в другом. Балет не пишется в кабинете. Думается мне, что даже Чайковский, при всей его гениальности, не чурался сидеть и вместе с Петипа править свою музыку под запросы балетмейстера. А наши композиторы не всегда это понимают. Многие авторы привыкли работать по госзаказу. Я 40 лет занимаюсь этим вопросом, поэтому знаю, что очень много госзаказов остались невостребованными. Музыка была написана, деньги за нее отданы, но никому она оказалась не нужна.
Сейчас я знаю, что группа композиторов обратилась в минкульт с просьбой вернуть госзаказ. Возможно, симфонические и инструментальные произведения, даже оперу можно создавать таким способом, но не балет.
Ко мне некоторые мэтры наши обращаются: “Вот, я написал балет, поставьте”. Но, во-первых, я ничего не ставлю. У нас есть художественный совет, который выбирает музыку: приди, сыграй. Или хотя бы запись принеси. Найдет твоя музыка отклик – оплатим и поставим. Но почти никто не приходит. А, во-вторых, балет создается совместно. Постановщик понимает, что у него вот здесь должно быть адажио, здесь – массовый танец и так далее. И композитор под эти требования должен подстроиться.
Есть, конечно, у нас и другие мастера. Вот, например, Куат Шильдебаев. Он много работает для кино, а там похожая специфика музыки – она не живет отдельно. Едиль Кусаинов очень нравится нашим хореографам. Молодые композиторы есть тоже. Хамит Шангалиев, например. Но всех их объединяет одно: прежде чем писать музыку к балету, они разговаривают с хореографами. Худрук балетной труппы “Ла Скала” Махар ВАЗИЕВ: Публика не прощает фальши
То есть недостаточно быть хорошим композитором, надо хорошо владеть ремеслом: уметь подстроить свое творчество под задачи спектакля.
В большинстве случаев мы ищем музыку сами. Хореограф выбирает то, что ему нравится, потом выходим на автора или его представителей и покупаем произведение или права на использование. Если кто-то к нам приходит с желанием написать балет – мы не отказываем, потому что музыки нам не хватает всегда. Мы даже сами просим иногда композиторов поработать с нами. Но не всегда это сотрудничество получается.
– Может, мало денег предлагаете?
– Это все индивидуально, но такого, чтобы композитор говорил: “Хочу сто тысяч долларов”, а мы пытались скинуть цену до двух тысяч, нет. Как правило, сколько он просит, примерно столько и получает. У некоторых мы выкупаем эксклюзивные права, у некоторых покупаем право на использование, а потом платим авторские: 3–7 процента с каждого спектакля.
НУЖНА ЛИ ПОМОЩЬ НАШИМ ТАЛАНТАМ?
– А что с известными танцовщиками? Они ведь тоже играют немалую роль в страновом продвижении?
– Сложный вопрос… Танцовщики, конечно, есть. Но времена, когда балетные артисты становились известными исключительно в силу своего таланта, наверное, прошли. Все помнят Анну Павлову, Вацлава Нижинского и других танцоров того времени. Но в век глобализации имена распыляются, потому что расширился круг театров.
Последние великие танцовщики появлялись в большей степени благодаря советской политике: чтобы стать знаменитым, надо было убежать из страны. Нуриев, Макарова, Барышников, Годунов – все они именно так получили основную славу и известность.
Хотя они являются действительно выдающимися артистами. Сегодня есть импресарио, которые делают из балетных известных личностей. Методы для этого используются различные, в том числе резонансно-сенсационные, скандальные. Надо ли нашим это? Я, честно говоря, не знаю.
С одной стороны – нам всем хочется, чтобы казахские имена были узнаваемы в мире. И шансов попасть на заметку к деятелям шоу-бизнеса (а балет тоже является частью его), которые смогут сделать из артиста балета звезду, больше, конечно, у тех, работает в европейских театрах. И для продвижения страны, для популяризации искусства такие звезды нужны.
Вспомните, например, сколько сделала для популяризации оперного искусства тройка Доминго – Каррерас – Паваротти? А ведь многие любители классики упрекали их за участие в шоу-программах.
И это уже другая сторона популярности. Есть еще и третья грань. Надо понимать, что импресарио, если делает имя, будет потом это имя эксплуатировать, то есть зарабатывать деньги.
А хорошие танцовщики у нас были всегда. Я хорошо помню нашего Рамазана Бапова. Это был великий артист. Скажу личное мнение. Он гораздо интереснее смотрелся по сравнению даже с сегодняшними звездами мирового балета. Но так в СССР было заведено, что продвигали вперед и отправляли на зарубежные гастроли в первую очередь московских и ленинградских артистов. Вот и получалось, что наши таланты были не до конца востребованы. Как живется мужчинам казахстанского балета
Если говорить о современных артистах, мне очень нравится Бахтияр Адамжан. Он признан во всей Европе, любители балета его знают и ждут. А профессионалы признают его превосходство.
ВОСХВАЛЯЕМ, НО СКРОМНО
– Вот мы сейчас говорим о казахстанском балете как о бренде, но возможно ли в принципе развитие такого вида искусства в нашем обществе, где за кусочек голой груди девушек четвертовать готовы?
– Честно говоря, для меня это неожиданный вопрос… Потому что ни разу нас ни в чем подобном не обвиняли. Балет – это искусство. Это высокая эстетика тела. Что может быть красивее человеческого тела? Все художники еще с каменного века пытались отобразить эту красоту. И балет, конечно, продолжение этого восхваления анатомической гармонии человека.
Разумеется, есть в современном мировом балете постановки очень откровенные, есть те, которые пропагандируют неприемлемые для нашего общества идеи. Но мы на них не ориентируемся, потому что должна быть и самоцензура.
– Ну а будет ли наша скромная манера танца востребованна в той же Европе, где чуть ли не детей на сцене делали уже?
– Однозначно да! От нас ждут национального своеобразия и самобытности. Мы интересны чистотой, скромностью и пластикой. Мне кажется, что наоборот, если мы будем ставить провокационные вещи, оттолкнем от себя зарубежного зрителя.
АСТАНА
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу